Инклюзивное образование

«Школа — территория для всех!» так коротко сформулирована идея инклюзивного образования в нашей школе.В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностям и, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

Федеральный Закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г., разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. В ст. 3, 5, 79  закона выделены отдельные нормы, посвященные инклюзивному образованию и организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с реализуемой в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образовании детей ( Приказ Минобрнауки России №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»).

В нашей школе реализуется программа инклюзивного  образования с учетом востребованности участников образовательного процесса.

Что такое инклюзивное образование?

Это мало понятное для большинства людей слово означает, что в данной школе учатся не только обычные дети. В законе «Об образовании РФ» указано, что инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Термин происходит от французского слова inclusive (включающий в себя). Касается он системы образования, позволяющей в одном классе, в одной школе обучаться как здоровым, так и детям с особыми потребностями, детей с ограниченными возможностями здоровья. Идеология такого образования заключается в том, что должна быть полностью исключена любая дискриминация по здоровью.

В цивилизованном понимании «инклюзивное образование» — система, которая позволяет всем абсолютно детям социализироваться в среде сверстников, прожить полноценное эмоциональное детство.

Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    4. Все люди нуждаются друг в друге.
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    6. Все люди нуждаются поддержке и дружбе ровесников.
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование в нашей школе

Внедрение инклюзии в нашей школе является не только отражение времени, но и представляет собой ещё один шаг к обеспечению полноценной реализации инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, полной реализации прав ребёнка на получение доступного образования.

Наша задача в системе инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими обучающимися, возможно, их друзьями и соседями. Создание безбарьерной среды, позволяющей получать знания, участвовать в жизни школы всем учащимся без ограничений, ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребёнка с ОВЗ  в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению- это и есть основные цели и задачи.

Необходимо также сказать, что существование инклюзии в школе позитивно скажется на типично развивающихся детях, а не только на учениках интеллектуальной недостаточностью. Помогая сверстникам активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, дети не заметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, в формировании социальных компетентностей, и последнее, но не менее важное – способствует искренней заботе и дружбе.

 

 Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015г. «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»   просмотреть PDF копию

 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования (ОВЗ) просмотреть PDF копию

 Постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»   просмотреть PDF копию

 

  ПРИКАЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Широкинская средняя общеобразовательная школа от21.05.2019г № 126 «Об утверждении Программы обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов и услуг для инвалидов»    просмотреть PDF копию

 ПРИКАЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Широкинская средняя общеобразовательная школа от21.05.2019г №129 «О назначении ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и утверждении должностных инструкций»   просмотреть PDF копию

 ПРИКАЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Широкинская средняя общеобразовательная школа от21.05.2019г №127 «О создании рабочей группы по  обеспечению введения ФГОС ОВЗ»     просмотреть PDF копию

 ПРИКАЗ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Широкинская средняя общеобразовательная школа от21.05.2019г № 128  «Об утверждении Плана-графика по обеспечению введения ФГОС ОВЗ»     просмотреть PDF копию

 Положение о политике обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи  в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Широкинская средняя общеобразовательная школа     просмотреть PDF копию

 

    Примерные адаптированные общеобразовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru
Варианты программ представлены в таблице

Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
  Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Глухие 1.1 1.2 1.3 1.4
Слабослышащие 2.1 2.2 2.3
Слепые 3.1 3.2 3.3 3.4
Слабовидящие 4.1 4.2 4.3
Тяжелые нарушения речи (ТНР) 5.1 5.2
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) 6.1 6.2 6.3 6.4
Задержка психического развития (ЗПР) 7.1 7.2
Расстройства аутистического спектра (РАС) 8.1 8.2 8.3 8.4
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) УО (ИН) Пр. №1599, вар.1

Пр. №1599, вар.2

Варианты программ ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС для детей с УО (описание)   просмотреть PDF копию

 

  ПАСПОРТ доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)    просмотреть PDF копию

  Информация об обеспечении возможности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами  просмотреть PDF копию 

   Условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Широкинской СОШ   просмотреть PDF копию

  Положение о порядке приема детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе в МБОУ Широкинская СОШ   просмотреть PDF копию

 

В 2019-2020 учебном году в МБОУ Широкинской СОШ отсутствуют ученики , инвалиды и лица с ОВЗ,  обучающиеся по адаптированным образовательным программам, а также использующие при реализации указанных образовательных программ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.